Музейный
инфоцентр
Проект Партнерства ТИЦ

Кирилло-Белозерский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

Адрес

Вологодская область
Вологодская область, г. Кириллов, ул. Гагарина, 103
Телефоны: +7 (921) 722-75-84

Постоянные и временные экспозиции

Архитектурный комплекс Кирилло-Белозерского монастыря включает в себя ансамбли «Старый город» - Большой Успенский и Ивановский монастыри, «Новый город» и территорию когда-то стоявшей здесь крепости Острог. Монастырь окружают крепостные стены с монументальными башнями.
Музейные экспозиции древнерусского искусства, народного искусства, археологии, истории монастыря размещаются в памятниках Успенского монастыря. Посетителям доступны коллекции древнерусской живописи, шитья, рукописных и старопечатных книг, декоративно-прикладного искусства.
В двух залах первого этажа Архимандричьих келий располагается выставка «Мир старого дома», где представлены предметы обстановки и обихода кирилловской семьи Церковницких 19-20 веков. В Казённой палате представлена экспозиция «Русское искусство 17-19 веков», где можно увидеть, в частности, иконы из иконостаса церкви Епифания Кипрского, иконы из церкви Преображения конца 16 века, образцы барельефной резьбы 16-17 веков.

История музея

Кирилло-Белозерский монастырь Вологодской епархии Русской православной церкви расположен на берегу Сиверского озера в городе Кириллове Вологодской области. С 15 века он несколько столетий оставался одним из крупнейших монастырей России, центром духовной жизни Русского Севера.
После революции 1917 года монастырь был разграблен; наиболее ценные произведения искусства вывезены в столичные музеи. Здание монастыря стали временным хранилищем материалов Госархива, привезенных из Петрограда. В 1919 году начались реставрационные работы. Архивисты, архитекторы, реставраторы неоднократно обращались к властям с просьбой организовать в Кириллове музей, и, наконец, в 1924 году это было сделано. Через 5 лет была открыта первая постоянная экспозиция об истории края и монастыря.
С 1930 года под давлением власти постепенно менялась идеологическая линия музейной работы. Основным направлением стало краеведение, акценты делались на антирелигиозной и социалистической пропаганде. В этот период было изъято значительное количество предметов из серебра, икон, церковных тканей, монастырских архивов.
В послевоенные годы в отсутствие штата и финансирования музей переживал тяжелые времена. Лишь в конце 1950-х началась реставрация, музею вернули его прежнюю историко-художественную направленность. В конце 1960-х появилась первая экспозиция древнерусского искусства, началась серьезная искусствоведческая деятельность. В 1989 году музей получил статус музея-заповедника, за ним закреплялись архитектурные ансамбли Ферапонтова и Горицкого монастырей, предусматривались масштабные строительные работы не только на территории памятников, но и вокруг них. В 1975 году филиал музея в Ферапонтове монастыре стал называться Музеем фресок Дионисия.
В 1991 году музей-заповедник вошел в водный туристический маршрут «Москва-Санкт-Петербург». Кириллов стал визитной карточкой и самым посещаемым туристическим объектом Вологодской области. В 2000 году Музей фресок Дионисия был включён в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.