Музейный
инфоцентр
Проект Партнерства ТИЦ

Мемориальный Дом-музей С.Т. Аксакова

Адрес

Республика Башкортостан
ул. Зайнуллы Расулева, 4, Уфа
Телефоны: 8 (347) 276-83-52
Сайт: http://aksakovufa.ru

Постоянные и временные экспозиции

Постоянная экспозиция музея состоит из двух частей- мемориальной и литературной.
Жилая часть дома состоит из двух анфилад – парадной и жилой.
Анфиладу парадных комнат открывает столовая. Когда в доме поселяется молодая семья Аксаковых, в комнате располагается кабинет отца – Тимофея Степановича Аксакова. В ней посетителей встречает портрет маменьки писателя Марии Николаевны. Здесь же портреты уфимского окружения семьи Аксаковых, чьи имена упоминаются на страницах книг. Благодаря талантам, обаянию и необыкновенному дару красноречия Марии Николаевны в доме каждый вечер собиралось блестящее общество молодых острословов, ценителей литературы и изящных искусств, весьма просвещенных для своего времени людей. Столовую украшают старинные немецкие напольные часы, наполняющие каждый час комнаты приглушенным мелодичным боем, и дубовый резной буфет.
Из столовой через высокие двустворчатые двери мы переходим в большую и малую гостиные, убранные, как писал Аксаков, “недорого, но со вкусом”. В первой обращают на себя внимание металлические люстры на цепях со стеклом, предохраняющим от капель расплавленного воска, колонки с канделябрами, парадный мебельный гарнитур начала Х1Х века, гравюры, фисгармония. Самым любимым развлечением гостей, по воспоминаниям Аксакова, было совместное чтение вслух. Мария Николаевна собрала небольшую библиотеку, что в то время было особенно ценным, а Сережа в четыре года научился читать и развлекал гостей стихами и рассказами. Если в большой гостиной чаще устраивались приемы и танцевальные вечера, то в малой собиралось все семейство для чтения вслух, игры в карты или лото. Завершает парадную анфиладу комната маменьки. Здесь находятся мемориальные вещи, переданные родственниками Аксаковых: комод красного дерева, в который, по преданиям, маменька прятала от Сережи книги; туалетный столик на двух высоких ножках, в многочисленных выдвижных ящичках которого хранились дамские безделушки, духи, пудра, помада и прочее; дамский секретер (письменный столик), за которым Мария Николаевна занималась и вела многочисленную переписку; глубокое кресло «корытцем» на колесиках, туалетная тумбочка с качающимся зеркальцем «псише». В комнате находятся реликвии аксаковской семьи: «Домашний лечебник» английского врача Бухана. Вторая реликвия – икона Смоленской Божией матери, которая спасла жизнь самой Марии Николаевне.
От комнаты маменьки начинается внутренняя жилая анфилада - это две детские комнаты, выкрашенные в голубой цвет, и девичья. В “пеленочной”, ближе к матери, находились в люльке, с кормилицей и няней, самые маленькие дети. Сегодня в экспозиции этой комнаты мы видим столик для рукоделия Х1Х века, комод, готический стульчик, детские игрушки. Вторая детская - комната Сережи. Интерьер ее воссоздан из типологических вещей: книжный шкаф с любимыми книгами, столик с коллекцией окаменелостей, кроватка с пологом. Завершает жилую анфиладу девичья – комната для горничных и прислуги. Именно здесь звенели колокольчики разного тона, указывая, в какую комнату надо идти. В экспозиции представлены вещи крестьянского быта: самопрялка, ткацкий станок, поставец, рубель, ухват, кочерга, пудовка, мельничка, колотушка сторожа и прочее.

Экспозиция литературной части музея построена по тематико-хронологическому принципу. Здесь рассказывается о дальнейшей жизни писателя: годах ученичества, театрально-критической, литературной и служебной деятельности, о семье и ближайшем литературном окружении.
Так как Сережа Аксаков волею судьбы стал одним из первых студентов Казанского университета, тема «Казанский ученический период жизни Аксакова» опирается он во многом на книгу писателя «Воспоминания». В экспозиции представлены литографические изображения Казани и казанской гимназии начала Х1Х века. Посетители могут наглядно представить себе увлечения этих жадных до знаний отроков. Это и рукописные “Аркадские пастушки”, и “Журнал наших занятий”, в которых Аксаков помещал свои первые стихи, и коллекция бабочек, собирать которую на вакациях (каникулах) было страстным увлечением всех студентов.
В университете Сережа Аксаков всерьез занимался театром, был даже директором студенческой труппы. Юных посетителей музея неизменно привлекает реконструированный настольный кукольный театр, описанный им в «Воспоминаниях». О том, что молодые года С.Т. Аксакова прошли за кулисами императорских театров Москвы и Санкт-Петербурга знают, пожалуй, только студенты театроведческих факультетов. Рецензии Аксакова в “Вестнике Европы”, “Московском вестнике”, “Галатее” на нашумевшие постановки тех лет, его театральные мемуары, истории из жизни прославленных мастеров сцены Щепкина, Мочалова, Шушерина, Шаховского и др. являются незаменимыми источниками, описывающими театральный быт первой трети XIX века.
И еще один малоизвестный для широкого читателя факт из биографии писателя Аксакова открывается посетителям музея в «охотничьем уголке» экспозиции. Здесь среди первых прижизненных изданий рыболовных и охотничьих “Записок” Аксакова лежит небольшая книга, изданная им совместно с Иваном Сергеевичем Тургеневым, – “Рассказы и воспоминания охотника о разных охотах». Интерьерный «семейный уголок» в экспозиции музея рассказывает о большой и дружной аксаковской семье (четыре сына и шесть дочерей). В нем представлены многочисленные рисованные портреты детей Сергея Тимофеевича и Ольги Семеновны Аксаковой, урожденной Заплатиной, дочери суворовского генерала и пленной турчанки Игель-Сюм; карандашные зарисовки видов Абрамцева, прижизненные издания “Семейной хроники” и “Детских годов Багрова-внука”.
Здесь же можно многое узнать о сыновьях писателя – Константине и Иване.
Константин Сергеевич Аксаков (1817–1860) – старший из детей. Как все дети был воспитан в духе любви к России и благоговейного отношения к её истории. За свою короткую жизнь многое успел, однако, большинство его трудов и художественных произведений было опубликовано после смерти.
Прижизненные издания филологических и исторических трудов К. С. Аксакова, круг его студенческих привязанностей, в который входили Белинский и Станкевич, друзья по духу братья Киреевские, Хомяков, Самарин, светские знакомые (Каролина Павлова), зарисовки из семейных альбомов - все это дает посетителю краткое, но насыщенное представление о “передовом бойце славянофильства”, “печенеге” с недюжинной силой, как называли его современники.
Выдающимся общественно-политическим деятелем России был Иван Сергеевич Аксаков (1823–1886). «Печальник земли русской», радетель за всё славянство он в течение двадцати лет возглавлял Московский славянский комитет, сыгравший заметную роль в освободительной борьбе южных славян от османского ига. Издавал газеты и журналы. Рассказ об Иване Аксакове опирается как на его художественные произведения: поэму “Бродяга”, пьесу “Жизнь чиновника”, поэзию, так и на факты его обширной служебной деятельности. В экспозиции представлены прижизненные издания газет “День”, “Русь”, “Парус”.
Один из последних залов литературной части музея посвящен не менее прославленному представителю знаменитой семьи Аксаковых – среднему сыну Григорию. В памяти современников он сохранился как один из лучших российских губернаторов. С 1861 по 1867 гг. Григорий Сергеевич Аксаков был гражданским губернатором Уфы, а затем шесть лет губернатором Самары. При нем был сформирован архитектурный ансамбль административно-торгового центра Уфы; были открыты: Мариинская гимназия для девочек, первое театральное здание, присутственные места, завершено строительство торговых рядов, был создан губернский музей (ныне Национальный музей РБ). Жена Григория Сергеевича – Софья Александровна осталась в истории города как зачинательница летних театров и попечительница первой уфимской женской гимназии. Память о ней хранит реконструированная в 2012 году одна из красивейших аллей старой Уфы вдоль нынешней улицы им. Г.Тукая, названная Софьюшкиной.
В литературно-музыкальной гостиной музея воспроизведен интерьер губернаторского дома II пол. XIX в. Над широким гостиным диваном висят два овальных портрета – Григория Сергеевича и Софьи Александровны Аксаковых, а написала своих родителей дочь Ольга Григорьевна.
Ольга Григорьевна – первая и любимая внучка Сергея Тимофеевича Аксакова; ей посвятил он “Детские годы Багрова-внука”. Долгие годы О.Г. Аксакова была хранительницей богатейшего архива семьи Аксаковых, подготовила и опубликовала дневник своей тети – Веры Сергеевны – уникальный историко-биографический документ 50-ых годов Х1Х века, вела обширную переписку с издателями произведений сво знаменитых родственников.
Ей посвящен отдельный зал – «Гостиная Ольги Григорьевны Аксаковой». Экспозиция представляет собой интерьер дворянской гостиной конца XIX века.
Среди множества семейных фотографий и старинных вещей в раскрытых альбомах представлены почтовые открытки с изображением кумысолечебницы О.Г. Аксаковой в Белебеевском уезде. Предприимчивая Ольга Григорьевна (эту черту характера она переняла от отца) в эпоху "вырубки вишневых садов” сумела сберечь дедовское имение в Надеждино, устроив там кумысолечебницу, которая существует и по сей день как санаторий им. С.Т.Аксакова. В гостиной выделена зона кабинета Ольги Григорьевны, где на стенах висят портреты всех литераторов из семьи, где рядом с именами Сергея Тимофеевича, Константина, Ивана, Веры Аксаковых представлена Анна Федоровна Тютчева (дочь поэта и сама известная мемуаристка) и племянник Сергея Тимофеевича – Александр Николаевич Аксаков – известный писатель-спирит.

История музея

Дом, с такой любовью описанный в «Детских годах Багрова-внука», построен в середине ХVIII века. Здесь жил Зубов Николай Семенович, дед писателя по материнской линии, занимавший с 1782 года очень высокий пост товарища (заместителя) наместника уфимского края. В этом доме выросла мать писателя Мария Николаевна. Отсюда ее выдали замуж.
В наши дни это самая старая постройка в Уфе. За свою долгую историю он принадлежал многим владельцам, одним из них с 1830-х годов был и вице-губернатор Оренбургской губернии Капитон Афанасьевич Случевский (его именем до 1924 года называлась улица, на которой находился дом, а по аналогии и склон горы). После революции здесь располагались поочередно детский дом, аптека, кожный диспансер и библиотека. В середине 1960-х годов, когда Уфа планомерно застраивалась многоэтажными зданиями, над едва ли не единственным сохранившимся уголком Уфы XVIII века и вовсе нависла угроза уничтожения. На месте знаменитого дома планировалось возведение девятиэтажки. Однако активное заступничество краеведов во главе с Георгием Федоровичем и Зинаидой Ивановной Гудковыми, известного ученого, профессора Раиля Гумеровича Кузеева, уфимской общественности, поддержанное статьями молодого журналиста Михаила Чванова, помогло отстоять дом.