Музейный
инфоцентр
Проект Партнерства ТИЦ

Воронежский областной художественный музей им. И.Н. Крамского

Адрес

Воронежская область
г. Воронеж, проспект Революции д. 18 (вход через арку во двор)
Телефоны: +7 (473) 255-38-67
Сайт: http://mkram.ru/

Постоянные и временные экспозиции

Музей обладает уникальным собранием произведений искусства Древнего Египта, античности, русской и западноевропейской живописи, икон, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры. А так же полотен знаменитых воронежских живописцев — Ивана Крамского, Александра Бучкури, Елены Киселевой, произведений современных воронежских художников, которые предоставляют уникальную возможность ознакомиться на подлинниках с характерными чертами культуры различных народов в различные эпохи, с их идеалами и стремлениями, воплощенными в произведениях изящных искусств.

Старейшими в собрании музея являются коллекции древнеегипетских памятников и античного искусства. В экспозиции находятся предметы быта различных династических периодов XXI-IV веков до н.э. История развития древнегреческой вазописи представлена в изделиях керамики от ранних стадий геометрического стиля IX-VIII веков до н.э. и характерных совершенством выверенных пропорций чёрнолаковых сосудов до произведений VI-IV веков до н.э., декорированных в технике чернофигурной и краснофигурной росписи.

Собрание отечественного изобразительного искусства достаточно полно характеризует различные периоды его становления. Живопись XVIII – I половины XIX веков представлена произведениями крупных портретистов: А.П. Антропова, Н.И. Аргунова, К.П. Брюллова, В.А. Тропинина. Портрет и бытовой жанр II половины XIX века представлен творчеством Н.Н. Ге, И.Н. Крамского, В.Е. Маковского, А.Е. Карнеева, Т.Г. Мясоедова; пейзаж – опоэтизированными образами русской природы И.И. Левитана, В.Д. Поленова, А.К. Саврасова. Ряд произведений позволяет сопоставить творчество живописцев А.А. Бучкури, Е.А. Киселевой, П.Д. Шмарова – учеников И.Е. Репина, получивших в Воронеже начальные художественные навыки.

Немало уникальных экспонатов находится и в экспозиции западноевропейской живописи. Собрание знакомит с произведениями мастеров XV-XIX веков основных живописных школ: Италии, Нидерландов, Франции, Голландии, Франции, Германии.
В настоящее время музейный фонд насчитывает свыше 22 тысяч единиц хранения по разделам живописи, скульптуры, графики, декоративно-прикладного искусства.

Сохраняя старые ценности, музей ведет научно-исследовательскую, культурно-просветительскую, собирательскую деятельность, произведениями из своего собрания участвует в выставках крупнейших музеев страны.

История музея

«Воронежский областной художественный музей им. И.Н. Крамского» под современным названием существует с 1984 года. Создан в 1933 году как Музей изобразительных искусств на основе объединения художественных коллекций бывшего Губернского музея и Музея древностей и изящных искусств Воронежского государственного университета.

С 1947 года музей располагается в здании, построенном в 1777-1779 годах в стиле барокко по проекту губернского архитектора Н.Н. Иевского, и являющемся памятником истории и культуры федерального значения.
Оно было построено по заказу воронежского губернатора генерал — поручика Ивана Алексеевича Потапова на Большой Дворянской улице (совр. Революции Проспект). После смерти Потапова его вдова Елена Антоновна, переехавшая в своё имение Семидубравное Землянского уезда, продала здание генерал—майору Сандбергу, который в свою очередь в 1803 году продал дом Воронежской комиссариатской комиссии.

Первоначально, здание окружала аркада и одноэтажные каменные службы, образовавшие обширный двор, за которым был разбит парк. На протяжении 19 века «Воронежский дворец» неоднократно ремонтировался, однако основной облик здания оставался без изменений.

В 1911 году здание перешло Воронежскому губернскому музею, который после 1917 года назывался музеем краеведения. После Великой Отечественной войны в нём разместился вернувшийся из эвакуации музей изобразительных искусств. Во время войны здание пострадало от пожара и было восстановлено в 1952–1953 годах под наблюдением архитектора Г. В. Здебчинского. Историческая внутренняя планировочная структура здания сохранилась до настоящего времени. В 1984 году к тыльной стороне северного ризалита здания был пристроен выставочный зал.