История музея
Тульский государственный музей оружия — один из старейших музеев России. Зарождение его коллекции относится к 1724 г., когда на Тульском оружейном заводе в соответствии с вышедшим тогда указом Петра I стали «…старинные пушки и фузеи не переливать и не портить, а сдавать как курьезы в цейхгаузы на хранение».
В 1775 г. Екатерина II, посетившая завод, нашла коллекцию достойной создания на ее базе Палаты редкого и образцового оружия. В начале 70-х годов ХIХ века начальник завода генерал В. В. Нотбек поставил перед Главным артиллерийским управлением вопрос об учреждении музея как отдельного подразделения при заводе и, как следствие, выделении ему соответствующего помещения и оборудования. 30 августа 1873 г. состоялось торжественное открытие нового музея.
Первой книгой почетных посетителей музея стала "Книга для внесения имен Высочайших особ и прочих лиц, посещающих Тульский оружейный завод с 21 сентября 1856 г.", которая всегда хранилась в музее. Многочисленных членов царской семьи, посетивших завод в разные годы, не только проводили по мастерским, но обязательно знакомили с коллекцией оружия, что еще раз подчеркивает, какое значение ей придавали на заводе. Более того, во время таких посещений Высочайшим особам предоставляли возможность принять участие в изготовлении оружия. Сегодня ружья, отмеченные рукой царствующих особ, составляют коллекцию старинного художественно оформленного оружия и украшают один из залов музея.
Только в 1924 г. музей стал общедоступным. На основании декрета «О регистрации, приеме на учет и сохранении памятников искусства и старины, находящихся во владении частных лиц, обществ и учреждений» Центральное правление артиллерийских заводов постановило: «Принимая во внимание громадное историческое значение тульских оружейных заводов Республики, предписать в самой категорической форме собрать историческое оружейное имущество, находящееся на заводах, и организовать советский оружейный музей при Первых Государственных оружейных заводах. Ответственность за хранение этого редкого имущества, имеющегося по большей части в одном экземпляре, возложить на Правление заводов». Только за один 1925 г. музей посетило 16000 человек.
В годы Великой Отечественной войны фонды музея находились в г. Медногорске на Урале, куда был эвакуирован оружейный завод. 12 декабря 1945 г. музейные экспонаты были возвращены в Тулу и размещены на прежнем месте — на территории завода.
С годами слава музея росла, а с нею и количество посетителей, что было нежелательно для оборонного предприятия. И в 1959 г. музей переехал в одно из зданий в центре города недалеко от кремля.
Новое помещение изначально не удовлетворяло нуждам музея. Небольшие экспозиционные площади не позволяли организовать последовательный показ, отсутствовали условия для надежного хранения экспонатов.
В 1985 г. музей получил новое здание. Оно было специально реконструировано для этой цели. Это было здание бывшего Богоявленского собора, которое еще 1979 г. было передано Тульскому оружейному заводу для восстановления и последующего размещения здесь музея.
Богоявленский собор был возведен на территории Тульского кремля в 1855—1862 гг. по проекту, предложенному архитектором оружейного завода М.А. Михайловым. Большая часть средств на строительство была собрана горожанами.
Собор был закрыт в 1930 г. В здании разместили склад. Затем в него въехал клуб ДОСААФ. К тому времени, когда здание было передано Тульскому оружейному заводу, оно пустовало уже много лет, постепенно разрушаясь. Были снесены малые барабаны и все луковицы. Ни росписи стен и куполов, ни дубовый пол не сохранились. Благодаря ремонту и реконструкции, проведенным Тульским оружейным заводом, едва не погибший историко-архитектурный памятник был спасен.
В 1996 г. постановлением Правительства Российской Федерации музей получил статус государственного. Одновременно было принято решение о строительстве для него нового здания. Это было продиктовано необходимостью расширить экспозиционные площади, так как за последние годы коллекция музея значительно пополнилась современными образцами оружия.
Новое здание было торжественно введено в эксплуатацию в марте 2012 г. Это шестиэтажное здание с купольным завершением в виде богатырского шлема русского воина. Общая площадь зданий и сооружений, входящих в музейный комплекс, свыше 14 тысяч кв.м. Экспозиционная площадь составляет 5,6 тысяч кв.м, что более чем в 5 раз превышает экспозиционное пространство старого здания. На территории предусмотрена площадка для открытого экспонирования крупногабаритных образцов вооружения и военной техники.
Площадь фондохранилища по сравнению со старым зданием увеличилась почти в 4 раза и составляет 685 кв. м. Предусмотрены помещения для открытого экспонирования фондов, для работы с фондами, реставрационные и технические мастерские, зона приема, отправки и временного хранения экспонатов выставок.
Новый музейный комплекс имеет два конференц-зала, библиотеку с читальным залом, кафетерий.
Музей оружия сегодня — это не просто экспозиционно-выставочные площади. Это уникальный туристический, культурный, досуговый и социально-педагогический комплекс. Ежемесячно в новом здании музея проводятся культурно-досуговые и культурно-образовательные мероприятия для детей, молодежи, ветеранов войны и труда, воинов и других категорий населения.
В настоящее время принимает посетителей новая постоянная экспозиция "История стрелкового и холодного оружия с XIV века до современности". Она создана по проекту, в основу которого положена научная концепция, разработанная сотрудниками музея. Проект выполнен творческим коллективом студии ООО «МузейМедиа», художественным руководителем которой является А.Н. Конов — Заслуженный художник Российской Федерации, Член Союза художников России, Член Московского Союза Художников, автор художественных концепций экспозиций и выставок таких музеев как Государственный исторический музей, Государственный Дарвиновский музей, Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский кремль», Государственный Бородинский военно-исторический музей-заповедник, Музей-усадьба Л.Н. Толстого «Ясная Поляна» и др. Он также занимается выставочной деятельностью за рубежом, является автором эскизного проекта художественного решения зала заседаний Совета безопасности ООН (Нью-Йорк, США).
В новой экспозиции широко используются самые современные музейные технологии, в том числе и мультимедийные, которые позволяют погрузить посетителя в прошлое, предоставить ему возможность почувствовать себя участником великих событий.