Музейный
инфоцентр
Проект Партнерства ТИЦ

Псковский музей-заповедник

Адрес

Псковская область
г. Псков, ул. Некрасова, 7
Телефоны: +7 8112 66 33 11
Сайт: https://museumpskov.ru/home

Постоянные и временные экспозиции

В состав музея входят Поганкины палаты (XVII в.), здание Н.Ф. Фан-дер-Флита, Приказная палата (XVII в.), Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря(XII), мемориальные музеи архитектора-реставратора Ю.П. Спегальского и В.И. Ленина, домик «Искры», дом Масон. Псковский музей является хранителем уникальной монументальной живописи Спасо-Преображенского собора (XII в.) Мирожского монастыря, церкви Успения Богоматери в селе Мелетове (XV в.), часовни св. Анастасии в Пскове с фресками школы Н. Рериха.

Картинная галерея Псковского музея размещена рядом c Поганкиными палатами, в здании, построенном в начале ХХ века на средства псковского благотворителя Н.Ф. Фан-дер-Флита. Собрание русской и западноевропейской живописи музея отражает всю многовековую историю России. В Картинной галерее представлены лучшие русские художники XVIII–XX веков: И. Никитин, Ф. Рокотов, В. Боровиковский, К. Брюллов, В. Тропинин, С. Щедрин, И. Шишкин, И. Айвазовский, А. Куинджи, Н. Ге, В. Маковский, И. Репин, К. Юон, А. Васнецов, Л. Бакст, З. Серебрякова, Н. Рерих, А. Остроумова-Лебедева, К. Петров-Водкин, А. Вахрамеев, Р. Фальк, М. Шагал, А. Рылов, Б. Григорьев, П. Фомин, П. Оссовский и другие. Коллекция западноевропейской живописи Псковского музея представлена произведениями итальянских (Андреа дель Сарто), французских (Бургиньон, Шарпантье) и голландских (Пул, Хемскерк) художников XV–XVIII веков.
Живописные работы из коллекции Псковского музея экспонировались на выставках в США, Италии, Финляндии, Франции, Голландии, Австрии, Швеции, Бельгии. В Псковском музее в рамках международного сотрудничества проведены выставки совместно с Польшей, Белоруссией, США, Германией, Латвией, Великобританией, Эстонией, Швецией, Голландией. Псковский музей-заповедник славится своим собранием икон. Собрание икон Псковского музея насчитывает более 1000, из них около 600 икон относятся к XV–XVIII векам.

Среди шедевров Псковской картинной галереи есть один, совершенно особенный – «Купание ребенка» (1916 г.) кисти Марка Шагала (1887-1985).
В центре картины, написанной маслом на небольшом прямоугольнике картона - детская ванночка с младенцем. Тесная маленькая комнатка со вздыбленным полом и покосившейся дверью словно бы деформирована натиском извне – жизненных бурь, окружающих бедное жилище счастливой молодой семьи.
Как в большинстве работ Шагала, здесь все автобиографично: изображены новорожденная дочь Ида, он сам и его прекрасная муза Белла. Их свадьба состоялась в Витебске годом раньше – летом 1915.
Это, на первый взгляд, скромное произведение молодого Шагала неизменно привлекает не только посетителей, но и все музейное сообщество: «Купание ребенка» – рекордсмен по количеству приглашений участвовать на российских и зарубежных выставках. Только в последние годы работа вывозилась, помимо российских музеев, в Бразилию, на Сицилию, а также на XV международный фестиваль искусств «Славянский базар», проходивший на родине художника – в Витебске. Причина такого «спроса» - не только всемирная известность автора, но и та особая достоверность мыслей и чувств, выраженных ни с чем не сравнимым образным языком, присущим только ему.
Судьба псковских работ М.З. Шагала такова: во время Великой Отечественной войны они оказались в составе похищенных немцами ценностей и только в 1948 году были возвращены и доставлены в Псковский музей (456 предметов в девяти ящиках) из Отдела реституции Берлина.
В силу разных обстоятельств «Купание ребенка» заняло почетное место в экспозиции Псковской картинной галереи только с конца 1960-х годов стараниями тогдашней заведующей галереи Елены Ивановны Скобельцыной. Член партии, участница Великой отечественной войны, выпускница кафедры истории искусства МГУ, она пользовалась заслуженным авторитетом и убедила вышестоящее начальство и «директивные органы» в праве включения в экспозицию работы авангардиста, да к тому же еще и «эмигранта», работы которого волею обстоятельств оказались в псковском собрании.

История музея

Псковский государственный объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник — один из старейших музеев России. Он был открыт в 1876 году как Псковский археологический музей силами местных краеведов. Даже в трудные годы революции и войн музей не закрывал двери для посетителей. В статусе Псковского государственного объединенного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника существовал с 1979 года.

С созданием в 1880 году Псковского археологического общества (ПАО) музей стал принадлежать обществу. Такой статус оставался до Октябрьской революции 1917 года. Сначала музей занимал две небольшие комнаты в здании Дворянского собрания, а с 1902 года — здание Поганкиных палат. Музей пользовался всесторонней поддержкой местной власти. Коллекция музея формировалась за счёт частных пожертвований, поскольку в Пскове всегда был велик интерес общественности к древностям. Тому способствовала самобытная история города.
В 1914 году в состав музея была включена часть коллекции знаменитого в России и за её пределами Фёдора Михайловича Плюшкина. Купец, потомственный почетный гражданин, почетный член Псковского археологического общества, собиратель древностей, в течение 42 лет создавал частный музей, в котором хранилось более миллиона экспонатов. В музее после 1917 года произошли организационные изменения, и в 1930-х гг. в Пскове было уже семь музеев: Исторический, Картинная галерея, Естественно-научный, Социалистического строительства, Музей-квартира В.И. Ленина, Дом-музей В.И. Ленина (домик «Искры»), Антирелигиозный музей в Троицком соборе. Перед самой войной они были объединены, но система учета осталась прежней, создать единую инвентарную опись не успели.
К началу войны музей обладал богатейшими коллекциями археологии, нумизматики, рукописных и старопечатных книг и документов (древлехранилище), иконописи и др. произведений церковного искусства, русской и западноевропейской живописи, графики, мелкой пластики, фарфора и т.п., естественно-научными коллекциями. Немцы после вторжения на территорию СССР 22 июня 1941 г. оккупировали Псков очень быстро — уже 9 июля. Эвакуировать все собрание не успели.
В 1941-1944 гг. Псковский музей у немцев был основной базой хранения музейных ценностей, не только из Псковской области, но и из Новгорода, Тихвина, Пушкина, Павловска, Гатчины, Петергофа.

Часть коллекции была вывезена немцами. Железнодорожные составы были обнаружены в Восточной Пруссии, в Кёнигсберге. Но часть коллекции была все-таки утрачена.
Работы по возвращению, реституции продолжаются до сих пор.