Государственный музей-заповедник М.Ю. Лермонтова
Адрес
Ставропольский край
г. Пятигорск, ул. Лермонтова, д. 4
Телефоны: 8 (8793) 39-12-23
Сайт: домиклермонтова.рф
Постоянные и временные экспозиции
Знаменитый «Домик Лермонтова» до наших дней сохранил свой первозданный вид. Сегодня музей включает несколько отделов, расположенных в четырёх старинных пятигорских усадьбах. Коллекции музея содержат многочисленные уникальные экспонаты, в том числе — личные вещи поэта.
Экспозиции музея освещают одну из важных тем в личной и творческой биографии поэта — тему Кавказа. Кавказ времен М.Ю. Лермонтова, его пейзажи, исторические реалии, люди, населяющие этот край, их традиции, быт, характеры — все это отражено на страницах кавказских произведений М.Ю. Лермонтова, все это составляет основу литературной и мемориальной экспозиции музея. Кавказская тема представлена работами художников-современников М.Ю. Лермонтова, рукописями и изданиями лермонтовских произведений, а также работами Лермонтова-художника.
Начало музейному собранию положил великолепный дар троюродной племянницы поэта – Евгении Акимовны Шан-Гирей. Ещё при основании музея в 1912 г. она передала сюда семейную реликвию, то, чем каждый писатель дорожит более всего – письменный стол Лермонтова из его петербургской квартиры. И стол, и такое же старинное кожаное кресло когда-то давно, переезжая из Петербурга на Кавказ, захватил с собой на память о поэте его троюродный брат и друг Аким Павлович Шан-Гирей.
Бесценный и несомненный шедевр собрания – картина Михаила Лермонтова «Крестовая гора», передающая грандиозный горный ландшафт в самых недрах Кавказа. Очень важно для нас то, что это прекрасное лермонтовское полотно задаёт высокий, строгий тон для отбора живописи, помещённой в наших экспозициях, где прежде всего следует отметить картины Л.Ф. Лагорио «Дарьял» и «Переправа», а также «Кузницу в Тифлисе» Г.Г. Гагарина.
К судьбе и творениям Лермонтова обращались многие великие мастера. Музею удалось собрать уникальную коллекцию иллюстраций к лермонтовским книгам. Здесь и В.А. Серов, и М.А. Врубель, и И.Е. Репин, и К.И. Рудаков, и Т.А. Маврина.
Коллекции литературно-мемориальных музеев, как правило, очень разнообразны: мебель, и оружие, монеты, марки, экслибрисы, боевые награды, тысячи фотографий и открыток и многое другое. Есть пули и картечи, найденные на поле Бородинской битвы. Есть минерал лермонтовит. Есть портрет поэта, выполненный электросваркой.
Значительная часть музейного собрания – это коллекция почтовых открыток, насчитывающая около 15 тысяч экземпляров. Большую её часть составляет собрание коллекционера и краеведа Л.Н. Польского. В её составе открытки различных дореволюционных изданий, в том числе, зарубежных, и открытки, вышедшие в советское время. Коллекция носит название «Лермонтовский Кавказ» и содержит открытки с видами городов, в которых побывал Лермонтов, миниатюрные репродукции его портретов и рисунков, а также многочисленных иллюстраций к его произведениям.
В «Маскараде», «Фаталисте», в повести «Штосс» Лермонтов описывает карточную игру. А как выглядели карты, которыми пользовались Арбенин и Лугин? Музею стоило больших трудов разыскать хотя бы одну колоду…
История музея
Музей образован в 1912 году и посвящён памяти великого русского поэта и офицера Михаила Юрьевича Лермонтова.
Музей, основанный в 1912 году, является одним из старейших литературно-мемориальных музеев России. До 1912 года дом, в котором великий русский поэт М.Ю. Лермонтов провел два последних месяца своей жизни, находился в частных руках. Владельцем дома на момент 1912 года являлся бывший пятигорский казначей Павел Семенович Георгиевский.
Первые упоминания о Домике Лермонтова появились в российской печати уже с 1859 года. В заметках сообщалось о том, что в Пятигорске
уцелел дом, в котором М.Ю. Лермонтов провел два последних месяца своей жизни, а также о том, что необходимо устроить в домике музей.
Сегодня трудно поверить в то, что история образования нашего музея берет начало с записки, которую составил житель г. Тверь Александр Иванович Иванов после посещения домика поэта. Он озаглавил ее следующим образом: «О сохранении домика Лермонтова в Пятигорске». Перечислив те изменения, которые претерпел домик с момента, когда Лермонтов покинул его навсегда, Иванов сообщает о том, что усадьба в настоящее время продается ее хозяином Павлом Семеновичем Георгиевским за 18000 рублей. Затем он пишет о том, что продажа усадьбы в частные руки повлечет за собой уничтожение драгоценного памятника и предлагает следующее решение: «Управление Кавказских Минеральных Вод могло бы приобрести усадьбу Георгиевского и использовать ее для своих хозяйственных надобностей».
После чего Иванов, воспользовавшись пребыванием в Твери президента Академии наук, великого князя Константина Константиновича, вручил ему записку лично. Великий князь отметил собственной рукой, где, когда и от кого получил записку. Это было 19 февраля 1909 года. Записке был дан ход. В Отделении русского языка и словесности Императорской Академии наук завели «Дело о приобретении домика Лермонтова в Пятигорске».
Материалы этого дела представляют собой довольно продолжительную переписку между Академией наук и Управлением КМВ. Суть ее сводилась к следующему: члены Академии наук пытались убедить местные власти в том, что домик поэта представляет ценность для литературной истории России и его необходимо выкупить у очередного владельца; местные власти сообщали, что дом уже потерял ценность исторического памятника и у Управления Вод не имеется средств на его приобретение.
21 апреля 1911 года Пятигорска городская дума вынесла поистине историческое решение: «Приобрести лермонтовскую усадьбу за 15 тысяч рублей, сделав заем в городском банке». Казалось, вопрос с судьбой домика наконец-то разрешился. Но еще целый ряд бюрократических процедур и проволочек, а также отрицательная позиция кавказского наместника графа Воронцова-Дашкова отодвигали решение вопроса. И только благодаря личному участию Президента Императорской Академии наук, который вторично вмешался в судьбу лермонтовской усадьбы и отправил письмо наместнику Кавказа, графу Воронцову-Дашкову, вопрос о приобретении лермонтовской усадьбы Пятигорской городской думой решился положительно.
Итак, Домик Лермонтова, побывав в руках нескольких владельцев, претерпев ряд изменений, становится, наконец, достоянием города. Бухгалтерия оформила принятие недвижимого имущества на баланс Пятигорска, а на дверях домика кто-то из служащих городской управы повесил замок. И никаких торжеств! Небольшие хроникерские заметки в местных газетах сообщили об этом факте.
Два месяца домик пустовал, после этого Кавказское горное общество обращается в городскую управу с просьбой предоставить ему эту усадьбу для устройства музея, библиотеки. Получив положительный ответ, члены КГО переносят в главный дом свой небольшой музей, который до этого времени находился в здании Елизаветинской (ныне Академической) галереи.
15 июля 1912 года (в день гибели М.Ю. Лермонтова) члены Кавказского горного общества торжественно отпраздновали в лермонтовской усадьбе десятилетие своего существования. В одном из ежегодников КГО мы находим об этом следующее сообщение: «Имя Лермонтова – светоч Пятигорска, и мы нарочно свое празднество приурочили ко дню 71-й годовщины молодого гения, давно воспевшего красоты горных вершин, нежных снегов, быта народов, словом, всего того, что КГО стремится показать, возможно, большему количеству туристов». Таким образом, именно день гибели поэта 15 июля по старому стилю, 27 июля по новому стилю принято считать днем рождения лермонтовского музея.
Безусловно, первые годы существования были особенно тяжелыми для молодого музея. На его содержание не выделялось никаких средств, и единственным источником дохода была медная кружка, в которую бросали свои пожертвования одиночные посетители. Но, несмотря на это, музей жил, в нем создавалась экспозиция, в нем появились первые экспонаты – личные лермонтовские вещи – стол и кресло из петербургской квартиры поэта, комплектовалась его научная библиотека.
Следующей значительной вехой существования музея М.Ю. Лермонтова стал 1946 год. Именно в этом году музею был передан бывший дом генерала Верзилина, дом, связанный с трагическими событиями лета 1841 года (в нем произошла ссора М. Лермонтова и Н. Мартынова, послужившая поводом для дуэли). В 1948 году в доме был открыт литературный отдел музея, тема экспозиции которого «Лермонтов и Кавказ». Во так и началась постепенная мемориализация усадеб, которые находились в непосредственной близости с лермонтовской. Наш музей стал превращаться в единый литературно-мемориальный комплекс.
Следующей важнейший этап в развитии лермонтовского музея – 1973 год. 7 июля 1973 года было принято Постановление Совета Министров РСФСР «Об образовании Государственного музея-заповедника М.Ю. Лермонтова на КМВ». Согласно этому Постановлению, музей «Домик Лермонтова» преобразовывался в ГМЗЛ. Тогда в заповедник, помимо лермонтовского квартала, вошли все лермонтовские места Кавминвод. Это был новый статус музея, открывались новые возможности для его развития и инфраструктуры. Вслед за Постановлением музею был передан бывший дом Уманова. Дом представляет интерес, поскольку летом 1841 года в нем жили люди из близкого окружения поэта. Возможно, он и сам бывал в этом доме. После реставрации дома, в 1979 году, в нем был открыт отдел «М.Ю. Лермонтов в изобразительном искусстве». Здесь и по сей день экспонируются подлинные работы художников, скульпторов, работающих в лермонтовской теме.
На территории заповедного лермонтовского квартала находятся усадьбы, представляющие исторический интерес. В усадьбе Карабутовой (дом Алябьева) в 1823 г. находилась медико-хирургическая лаборатория одного из первых исследователей минеральных вод А.И. Нелюбина. Здесь же в 1832 году снимал комнаты известный русский композитор А. Алябьев. В настоящее время дом отреставрирован, передан музею-заповеднику. С 1997 года здесь располагается один из отделов музея, который сегодня широко известен как Дом Алябьева. Его функциональное назначение – музыкальный салон и выставочные залы.
Таким образом, на сегодняшний день 4 усадьбы лермонтовского времени входят в состав музейного комплекса. Сегодня мы предлагаем нашему посетителю 4 стационарные экспозиции: «Лермонтов и Кавказ», «Лермонтов в изобразительном искусстве», Домик Лермонтова и дом А.Алябьева.